Овсень Великий

ЯСЕНЬ, СИВОЯР, РАДОГОЩ, СВІТОВИТ

            Суть. Седой Яр в Поконе Рода Всевышнего суть осеннее проявление Деда нашего - Дажбога Трисветлого. Праздник в его честь отмечалось славянами по окончании хозяйственных работ, а сам его лик (Сивояр) прославляется вплоть до Рождества. Овсень суть одно из имен Сивояра, этот годовой отрезок называется в его честь - осенью. Под таким названием празнуется дважды - Большой и Малый Овсень. Значение слова истинно не выяснено, наиболее убедительная теория говорит о том, что оно происходит от древнерусского „оусинь” - синий, блестящий. Оно обозначает небо в период, когда Овсень превращается в Корочуна, умирает, и рождается как Божич, отсюда и одна из названий декабря - „просинець”.

Наидревнейшее названием Овсеня у русинов есть Ясень как обозначения старости, мудрости, ясности ума. Несмотря на те, что Овсень начинает наиболее тёмную часть Годового Круга, его имя связывает со светлой частью, с Новым Годом. Овсень является переходным периодом, мостиком с одного лета в другое.

Овсень отмечается на третий день осеннего равноденствия. Малый Овсень приходится на Корочуна, что подтверждается обрядом посевания, присущий Новогодним святкам, и названием этого действа в немецком языке - „owsen” (нім. «засевать»). Кроме того, следует отметить, что, ведя язык о великих Праздниках, «Велесова Книга» называет последовательно: Коляду, Яровая, Красную Гору, Овсеня - большого и малого. То есть малый Овсень следует за большим.

Главные действа в честь Овсеня связанные с земельными, хозяйственными роботами, точнее их завершением и единением родов. Ведь после окончания жатвы, роды собирались на общие общественные праздники, в это и же время веси (хозяева) устраивали свадьбы. Поэтому Сивояр суть опекун богатства и достатка нашего, он знак единства родов Русичей. Его имя происходит от слова „мир”, что означало в древнем языке то, что мы ныне понимаем под словами община „громада”, „суспільство”. То есть он тот, кто соединяет Роды в общность (общество).

Образ Овсеня рисуется как всадник с богатыми плодами в правой руке и пучками сухих цветов в левой. Он распределял богатства земли между Родичами, наделяя честных и трудолюбивых и наказывая бездельников и воров. В народе бытует поговорка: „осінь на пестром кону ездит”, то есть остатки представлений об Овсене. Его конь, в отличие от белого Ярилиного, пестрый, так как и осень есть разноцветной, пестрой. На неотъемлемость образа коня наталкивает название латышского бога опекуна коней - Усиньш. Хотя в отдельных краях Овсень приходил к людям верхом на свинье, которая есть более древней в обряде. И  здесь мы видим свинью, как символический образ солнца, ведь ее название происходит от санскритского „su” – рождать так как по свои природе, свинья очень плодовитая. Овсень же, как известно, есть Бог Благосостояния.

Главными действующими лицами этого праздника есть старшие люди, состоящие в союзе пары, те, которые уже имеют детей. Необходимыми атрибутами праздника есть Дидух как символ вступающего в силу Велеса, зерна ржи, пшеницы и овса, большой каравай.

В западнорусских краях праздник Овсеня зовут еще Радогощ, так как в настоящее время собранный урожай и гостей особенно искренне поздравляют, радуясь им. Немецкие летописцы, которые наблюдали за праздником Радогощ на Руяні, описывают, что это было величественное действо, связанное с окончанием осенних полевых работ и собранием урожая.

На Овсень готовят большой каравай, на Руяні он имел размер человека. Этот каравай символизировал богатство всего рода, итог достижений огнищан. Он также воссоздает представление о Старом, Могущественном Солнце, которое осенью уже не греет, но от него зависела жатва. Недаром еще одним названием Седого Яра есть Ясень, то есть ясный, просветленный. Вспомним, что третий лик Ярилы, тоже имеет название Ярило Ясный, то есть мудрый, ведающий.

В этот день устраивается большая братчина, банкет. На него сходится вся община, каждый приносит лучше всего от стола родственного к столу родовому. Проводят обряд гадания и просматривания будущего. На Движении величественный праздник Овсеня-Радогощ проводили на горе Богит, где стоял образ Световита до начала 18 ст.

Время проведения. Третий день осеннего равноденствия.

 

Счетчик сайта

Яндекс.Метрика

Наши банеры

88-31

установить кнопку